Использование наглядного моделирования для развития связной речи у детей дошкольного  возраста.

 Одной из важнейших задач развития ребёнка является формирование связной монологической речи. Это необходимо и для речевого развития, и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.

Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все это и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной  речи.

Эффективность процесса формирования связной речи зависит, прежде всего от своевременного его начала и правильно выбранных методов работы.

Основными средствами, которыми овладевает ребенок в этом возрасте, являются образные средства: сенсорные эталоны, различные символы и знаки (прежде всего это разного вида наглядные модели, схемы, таблицы). Символ, как и понятие, фиксирует главное и отделяет несущественное. Включение наглядных моделей в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию и пониманию логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания монологов.

При этом наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи, схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования. Необходимо отметить, что применение наглядного моделирования позволяет актуализировать и активизировать лексический запас ребёнка.

Начать работу лучше всего с активизации словаря детей словами-предметами, словами-действиями и словами-признаками с помощью наглядной основы – моделей-картинок, а затем моделей-знаков, обозначающих части речи.

Дошкольники учатся обозначать каким-либо одним символом («заместителем») реальный образ (или несколько образов), отражая им общие признаки объекта. Затем дети объединяли модели-картинки по смыслу в словосочетания.

Также важным этапом является работа с использованием наглядного моделирования над родственными словами, так как она развивает у воспитанников языковое чутье, расширяет словарный запас, формирует навык словообразования.

Во время работы по картам-схемам, отражающим основные свойства объектов, наблюдается положительная динамика у детей в составлении описательных рассказов и загадок-описаний по всем лексическим темам.

В результате использования моделей-предлогов в упражнениях и заданиях, дети учатся понимать смысловое значения наиболее распространённых предлогов русского языка и правильно употребляют в речи предложно-падежные конструкции.

 При затруднении детей в заучивании наизусть стихотворений, можно заменять символами почти каждое произносимое слово. Иногда символическая аналогия позволяет записать целое предложение на одной карточке. Но, если необходимо  обратить особое внимание детей на какие-то слова, то  их можно вынести на отдельную карточку. При заучивании наиболее сложного текста некоторые слова заменяют соответствующей буквой или оставляют крупно напечатанными на карточке. Очень длинные тексты дети пересказывали по схеме-плану.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, можно прийти к выводу, что использование символической аналогии при пересказе, заучивании наизусть облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приёмы работы с памятью.

Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики при частичном или полном графическом воспроизведении;

развитие связной речи, умение находить взаимосвязи.

Работа по развитию связной речи при помощи наглядного моделирования показывает: введение моделей облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой описательных текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. Большинство детей к концу года обучения самостоятельно, без наводящих вопросов, более подробно описывают различные предметы, явления природы, картины и т.п.

В следующей статье предлагаем вашему вниманию образцы мнемотаблиц по различным темам программ детского сада.