Как помочь ребёнку запомнить последовательность месяцев года, как выучить очерёдность дней недели.
С этим рано или поздно сталкивается каждый родитель. В наше время современные авторы предлагают стихи-запоминалки на любой случай. Предлагаем подборку самых интересных стихотворений. Запоминалки – это большая помощь в изучении языка. Как правило, они представлены в стихотворной форме, чтобы было легче запомнить правило.
Алфавит
АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.
ЖЗИЙКЛМ – апельсин я быстро съем.
НОПРСТУ – погуляем по мосту.
ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!
ЪЫЬ – не запомнятся никак.
ЭЮЯ – вот и всё, друзья!
Безударные гласные в корне слова.
Если буква гласная вызвала сомнение –
Ты ее немедленно ставь под ударение!
***
В городе Бордо,
на улице Бордовой,
закат бАгряный и бАгровый.
***
Буква Ы после Ц в корне слова
Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка.
Цыган на цыпочках стащил цыпленка и сказал «Цыц!»
Грамматика
Для верного определения начальной формы глагола:
вид не менять, -СЯ не терять.
***
Вопросы, на которые отвечают наречия: где,
когда, куда, откуда, как, зачем и почему.
Дефис в неопределенных местоимениях
То, кое, либо, нибудь – черточку не забудь.
***
Либо, кое, ка, нибудь, –
То, таки не позабудь
Написать через дефис,
Как предлог со словом из.
(из-за, из-под)
***
Кое, либо, то, нибудь
Черточку-то не забудь,
А частицы же, ли, бы
Ты раздельно запиши.
***
Либо, кое, то, нибудь надо черточкой стянуть!
Н и НН в прилагательных
Онн, енн – пиши два Н; ан, ян, ин – пиши Н один!
Прилагательные с суффиксом -ЯН-: исключения: посмотрите на окно, чтобы вспомнить, в каких прилагательных пишется двойное Н: в окне стеклянное стекло, деревянная рама и оловянные шпингалеты и ручки.
Надевать и одевать
Одевать (кого?) Надежду
Надевать (что?) одежду.
Названия падежей
ИванРодилДевчонку,ВелелТащитьПелёнку. |
ИванРодионович,ДайтеВашуТрубкуПокурить! |
ИванРубилДрова,ВасилисаТаскалаПоленья. |
ИванРубилДрова,ВарвараТопилаПечку. |
ИванРодилДевочкуВерочку,Толстенькую,Пузатую. |
Наречия на шипящую – исключения
Уж замуж невтерпеж.
Непроизносимые согласные в корне слова
И ужасно, и опасно
Букву Т писать напрасно!
Всем известно, как прелестно
Букву Т писать уместно!
***
Интересно:
Не чудесно, не прекрасно,
А ужасно и опасно
Букву Т писать напрасно.
***
Чувилин чуВствует, что ему сочуВствуют.
***
До чего ж сегодня день чудесНый,
СоЛнце в небе празДнично горит,
Освещает месТность и окресТность,
И теплом своим серДца бодрит,
Но лежит на пасТбище корова,
ГрусТно смотрят карие глаза,
Потому что ей пастух суровый
«ЗдраВствуйте!» сегодня не сказал.
Носки и чулки
Носки короткие – слово длинное: носков,
Чулки длинные – слово короткое: чулок.
Последовательность знаков препинания
Для того чтобы запомнить правильный порядок знаков в конце вопросительно-восклицательного предложения (?!), используйте алфавитный принцип. Итак: воПросительный – воСклицательный, поскольку буква П стоит в алфавите раньше буквы С, то в конце вопросительно-восклицательного предложения сначала надо поставить «?», а потом «!».
Слова с буквой «ять»
Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
Уб(е)жал по сл(е)ду в л(е)с,
Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал
И за б(е)дный тот об(е)д
Дал об(е)т над(е)лать б(е)д.
Согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
или:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Удвоенные согласные
Количество С в слове искусство: 1/2.
На первом месте – одно, на втором – два.
***
МошеННик у тружеНика одну Н украл!
Чередующиеся гласные в корне слова
Собирать, стирать, задира –
Повнимательней гляди:
Если в слове имя Ира,
Значит, в корне буква И.
***
Если после корня — А,
В корне будет И всегда.
Вот пример, запоминай:
Ноги вытЕр? — ВытИрай!
***
Члены предложения
Вопросы, на которые отвечают обстоятельства:
Семь вопросов – просто чудо,
Их запомнить просто так: где? куда? когда? откуда? почему? зачем? и как?