Старшая группа ДОУ. Формирование элементарных математических представлений, ознакомление с природой, основы экологии.
ЦЕЛЬ: расширять и закреплять представления детей об осенних явлениях в природе, о диких животных и их поведении осенью. Закрепить умение считать в пределах пяти, сравнивать группы предметов по количеству, ориентироваться в пространстве ( слева, справа ), различать геометрические фигуры и соотносить их с предметами. Дать понятие, что части растения принимают участие в процессе «дыхания». Обогащать словарь детей глаголами, образными выражениями. Развивать наблюдательность, воображение, фантазию, логическое мышление, связную речь, творческие способности, художественный вкус. Приобщать к любованию красотой природы. Воспитывать интерес к красоте природы, замечать тонкие оттенки осенних красок, доброту, желание помогать другим. Обеспечивать позитивную эмоциональную атмосферу в коллективе детей.
МАТЕРИАЛ: игрушечный колобок, белочка, ёжик; корзинки; муляжи грибов; шишки; яблоки разных цветов; осенние листья; большие плоские геометрические фигуры: круг, 4 квадрата, 9 треугольников; прямоугольник; кормушка; пакетик с крошками; семечки; для опыта: бутылка с водой, листочек, пластилин, соломинка.
Ход занятия.
Дети с воспитателем выходят во двор детского сада. Педагог побуждает детей осмотреться вокруг, улыбнуться друг другу, солнышку, деревьям, цветам, поздороваться с ними.
Воспитатель:
Улыбнёмся солнышку:
«Здравствуй, золотое!»
Улыбнёмся мы цветочку:
Цвети, дорогое.
Улыбнёмся дождику:
Лейся, как с ведра.
Друзьям улыбнёмся:
Желаем вам добра!»
Вопросы к детям:
Какого цвета сегодня небо?
-Светит ли солнышко?
-Поют ли птички ?
-Какого цвета листья на деревьях?
Воспитатель:
Теперь нам лето только снится,
Давно уже на юге птицы,
Слетают листья , бьются оземь…
Пришла пора – настала…(осень)
Предложить детям рассказать стихи об осени (2-3).
Воспитатель: Золотая осень тихо ходит по лесам, полям, садам и паркам, дарит красивые наряды всем деревьям. Они одевают золотую одежду и становятся настоящими красавцами и красавицами. Посмотрите, на кого сейчас похожи клёны, берёзы? Какого цвета сейчас больше в их нарядах? А какой вам нравится цвет больше всего?
Воспитатель:
По лесным тропинкам ходит, бродит осень.
Сколько свежих шишек у зеленых сосен!
И листок с березы золотистой пчелкой
Вьется и летает над зелёной ёлкой.
Воспитатель: Но ведь ни все деревья меняют свои наряды. Какое деревце всегда зелёное? Посмотрите на ёлку. Она во все времена года зеленая и пушистая.
«Математическая ёлка»
-Чем украшена наша ёлка?
-Сосчитайте сколько шишек на нижней веточке? (3)
-Какие листочки задул ветерок на ёлку? Сколько их на этой веточке? (5)
-Какого цвета эти листочки? (жёлтого, красного, оранжевого.)
-На что похожи листочки? (на кораблик, цветок, на деревце на шарик)
-Какой листочек лежит справа от шишки? (красный)
-А слева от неё? (желтый)
Воспитатель катит к ёлочке игрушечного Колобка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите: кто-то катится к ёлочке. Кто это?
Колобок: Добрый день, дети.
Воспитатель: Колобок, а почему ты такой грустный?
Колобок: Мне жалко птичек. Опадают листья с деревьев, идут холодные дожди, насекомые прячутся в норки, ложатся спать на зиму, и птичкам все труднее находить себе еду.
Воспитатель: Не грусти, Колобок. Я взяла кормушку, которую мы изготовили с ребятами на занятии. Мы её повесим, будем подкармливать птичек и сейчас, и зимой.
(Воспитатель подвешивает кормушку, а дети кладут в неё крошки хлеба, семечки.)
Воспитатель: Пусть прилетают сюда птицы. Будет им что кушать.
Колобок: Спасибо, ребята, утешили вы меня. В знак благодарности я проведу вас самыми интересными осенними тропами. А поможет нам в этом? (показывает компас) Правильно, компас. А идти нам нужно на север. Как мы об этом узнаем по компасу? (дети рассказывают, определяют направление и идут за Колобком.
Колобок катится к игрушечному ежику, возле которого стоит корзина и лежат яблоки разных цветов.
Воспитатель: Добрый день, Ёжик, что делаешь?
Ёж: Я нёс в корзинке яблоки для своей подружки Белочки. Вдруг корзина выпала из моих лапок, и все яблочки рассыпались.
Воспитатель: Не грусти, Ёжик. Мы соберём все яблоки.
Математическая дидактическая игра «Соберём яблоки»
Воспитатель обращает внимание детей на яблоки, просит нескольких детей собрать все зеленые яблоки, других – красные, третьих - жёлтые. Дети собирают яблоки в корзину и считают их.
Воспитатель: Ребята, а скажите, можно яблоки которые мы собрали, сразу скушать? (нет)
Почему? (их нужно помыть)
Речевая дидактическая игра «Что делает яблоко?»
Дети по очереди называют глаголы: катится, висит, краснеет, желтеет, дозревает, пахнет, падает.
Ёж: Спасибо вам, ребята.
Дети прощаются с Ёжиком, и Колобок катится к Белочке с корзинкой, в которой 3-шишки и 2-грибочка.
Воспитатель: Добрый день, Белочка. Чем ты так озабочена сегодня?
Белка: Добрый день, ребята. Да вот собираю на зиму припасы и не могу их сосчитать.
Воспитатель: Дети, поможем Белочке!
Задания для детей
-Сосчитайте, сколько шишек собрала Белочка. (3)
-Грибочков? (2)
-Чего больше: шишек или грибочков?
-На сколько шишек больше.
-Чего меньше?
-На сколько грибочков меньше?
-А сколько всего припасов собрала белочка? (5)
-Что нужно сделать, чтобы грибочков и шишек было поровну?
-По сколько стало грибочков и шишек? (по три)
Белочка благодарит детей за помощь и прощается.
Воспитатель: Наше путешествие продолжается.
Подходят к пингвинам.
Воспитатель: Ребята, обратите внимание, ведь все к кому мы подходили здоровались с нами, а пингвины, нет. Знаете почему? Они растеряли все звуки и мы должны их собрать, чтобы пингвины заговорили.
Дидактическая игра« Соберем звуки»
-Как капает дождик? (кап-кап-кап).
-Как ветер воет? (у-у-у)
-Как шелестят листья? (ш-ш-ш)
Воспитатель:слышите как шелестят листья на деревьях? Это они о чём-то рассказывают. Как вы думаете о чём? (дети фантазируют)
Воспитатель: А теперь мы с вами превратимся в осенние листочки:
Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки с стороны)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам)
Пингвины: Спасибо вам ребята, вы собрали для нас все звуки. Мы знаем теперь что листья шелестом как бы о чём-то рассказывают, а «дышать» они умеют?
Воспитатель: Об этом мы узнаем сейчас все вместе.
(Показ опыта темы «Растения» - «Процесс дыхания»)
(Колобок катится к поляне, где из больших геометрических фигур выложены 3 ёлочки и 1 цветочек.)
Воспитатель: Мы с вами попали на волшебную поляну. Что здесь растёт?
-Сосчитайте сколько ёлочек?
-Сколько цветочков?
-Из каких геометрических фигур состоит цветочек? Сосчитайте их (1 круг и 4 квадрата)
-Из каких геометрических фигур состоит каждая ёлочка? Сосчитайте их (из 3 треугольников)
-Сравните ёлочки: какие они по высоте? (1-высокая, 2-ниже, 3-самая низкая)
Колобок: Как интересно, ребята! Какие необычные слова вы говорили: треугольник, круг…Они волшебные? Что означают?
(Дети объясняют Колобку. Воспитатель показывает фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник. Дети называют их и определяют).
Воспитатель: Ребята, а я знаю одного зайчика давайте мы к нему подойдём. Здравствуй зайчик, а почему ты грустный?
Заяц: Я тоже хочу волшебную поляну.
Воспитатель: Ребята, давайте для зайчика сделаем цветочки и будет у него своя полянка. А цветочки не простые, а из геометрических фигур.
(Дети выполняют задания. Заяц благодарит детей)
Воспитатель: Колобок, спасибо тебе за то, что показал нам такую красивую осень. Пришло время возвращаться в детский сад.
Колобок: Спасибо и вам ребята, что рассказали мне и моим лесным друзьям. много интересного.