Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы  В. Г. Горецкого, В.П.Канакиной.

Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.

Место курса «Русский язык» в учебном плане

На изучение русского языка в  1 классе выделяется — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте  и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка

Цели и задачи курса

Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  1. развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за дачами и условиями общения;
  2. освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
  4. воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Планируемые предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе

В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):

– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;

– способ оформления предложений на письме;

– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;

– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;

– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

 – звук [й’] и букву й;

– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;

– гласные ударные и безударные;

– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;

– согласные только твердые, согласные только мягкие;

– согласные, парные по звонкости и глухости;

– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;

– соблюдения орфоэпических норм;

– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;

– деления слов на слоги и для переноса;

– определения ударного слога в слове;

– использования прописной буквы в именах собственных;

– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;

– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;

– правильного написания слов типа пень, яма;

– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;

– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;

– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;

– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;

– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.

 Метапредметными результатами изучения русского язы­ка в начальной школе являются:

-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источ­никах для решения учебных задач;

- способность ориентиро­ваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

- уме­ние выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологи­ческие высказывания, письменные тексты) с учётом особен­ностей разных видов речи, ситуаций общения;

- понимание не­обходимости ориентироваться на позицию партнёра, учиты­вать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;

- стрем­ление к более точному выражению собственного мнения и по­зиции;

- умение задавать вопросы.

 Личностными результатами изучения русского языка в на­чальной школе являются:

-осознание языка как основного сред­ства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;

-понимание того, что пра­вильная устная и письменная речь является показателем инди­видуальной культуры человека;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

 Содержание учебного предмета 

Название раздела

Количество часов

Вопросы для изучения (Содержание раздела)

Наша речь

2ч.

Наша речь. Устная и письменная речь.

 

Текст, предложение, диалог.

      3ч.

 Текст и предложение. Предложение. Диалог.

Слова, слова, слова…

      4ч.

Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова

 

Слово, ударение. Слог.

       6 ч.

Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные слоги.

Звуки и буквы.

       35ч.

Звуки и буквы. Русский алфавит. Гласные звуки и буквы. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Заглавная буква в словах.

 Формы организации учебных занятий

Фронтальная (коллективная), индивидуальная, самостоятельная работа, проверочная работа.

Традиционный урок: постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия, решение частных задач, контроль и коррекция знаний.

Нетрадиционные (инновационные) формы: урок- проект.

Виды учебной деятельности:

Работа с учебником или другими источниками информации, в т.ч. мультимедийными; письменная самостоятельная работа, устный опрос, построение диалога, дидактическая игра.

 Учебно-методическое обеспечение:

1.Печатные пособия:

Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение» 2014 учебник для общеобразовательный организаций.

2.Электронное пособие «Обучение письму. Русский язык».  Издательство «Учитель».

3.Материально-технические средства:

Компьютер, магнитная доска.