Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. Г. Горецкого, В.П.Канакиной.
Специфика предмета «Русский язык» состоит в том, что образование младших школьников в области родного языка является определяющим в процессе личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития ребенка, формирования его индивидуальности, становления всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения, познания окружающего мира и самого себя.
Место курса «Русский язык» в учебном плане
На изучение русского языка в 1 классе выделяется — 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели): из них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч (10 учебных недель) — урокам русского языка
Цели и задачи курса
Цель изучения курса «Русский язык» для обучаемых 1 класса – открыть первоклассникам русский язык как предмет изучения. И от того, насколько психологически и методически продуманно будут сделаны первые шаги учителя и учащихся в этом направлении, в значительной мере зависит формирование у детей отношения к русскому языку и процессу его изучения, успешность в усвоении грамматики и орфографии родного языка, общее, собственно лингвистическое и речевое развитие каждого ребенка.
Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:
- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, за дачами и условиями общения;
- освоение учащимися первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
- овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты - описания и тексты-повествования небольшого объёма;
- воспитание у учеников позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; побуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Планируемые предметные результаты изучения курса «Русский язык» в 1 классе
В результате изучения русского языка в 1 классе ученик должен знать (понимать):
– виды предложений по цели высказывания (без терминологии) и эмоциональной окраске, предложения восклицательные и невосклицательные по интонации;
– способ оформления предложений на письме;
– смысл близких детям по тематике пословиц и поговорок;
– слова, называющие предмет, действие предмета и признак предмета;
– различие между звуками и буквами; гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
– звук [й’] и букву й;
– о слогообразующей роли гласного звука в слове, о делении слова на слоги и для переноса;
– гласные ударные и безударные;
– согласные твердые и мягкие, способы обозначения мягкости согласных на письме;
– согласные только твердые, согласные только мягкие;
– согласные, парные по звонкости и глухости;
– соотношение количества звуков и букв в таких словах, как мел, мель, яма, ель;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для передачи в устной речи эмоциональной окраски предложения и выбора интонации, соответствующей речевой ситуации;
– соблюдения орфоэпических норм;
– оформления на письме предложений, различных по цели высказывания и эмоциональной окраске; правильного употребления знака препинания в конце предложения (точка, вопросительный знак, восклицательный знак), правильного употребления прописной буквы в начале предложения;
– деления слов на слоги и для переноса;
– определения ударного слога в слове;
– использования прописной буквы в именах собственных;
– написания слов с сочетаниями жи–ши, ча–ща, чу–щу;
– обозначения в словах мягкости согласных звуков на письме;
– правильного написания слов типа пень, яма;
– правописания слов с непроверяемыми орфограммами;
– чёткого, без искажений написания строчных и прописных букв, соединений, слов;
– правильного списывания слов и предложений, написанных печатным и рукописным шрифтом;
– письма под диктовку текстов (15–17 слов) с известными орфограммами;
– устного составления текста из 3–5 предложений, разных по цели высказывания, на определённую тему.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
- способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
- умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;
- понимание необходимости ориентироваться на позицию партнёра, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции;
- умение задавать вопросы.
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
-осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры;
-понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;
-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Содержание учебного предмета
Название раздела |
Количество часов |
Вопросы для изучения (Содержание раздела) |
Наша речь |
2ч. |
Наша речь. Устная и письменная речь.
|
Текст, предложение, диалог. |
3ч. |
Текст и предложение. Предложение. Диалог. |
Слова, слова, слова… |
4ч. |
Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, признаков предметов, действий предметов. Вежливые слова. Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова
|
Слово, ударение. Слог. |
6 ч. |
Слог. Деление слов на слоги. Перенос слов. Ударение. Ударные и безударные слоги. |
Звуки и буквы. |
35ч. |
Звуки и буквы. Русский алфавит. Гласные звуки и буквы. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правописание гласных в ударных и безударных слогах. Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Парные и непарные по твёрдости – мягкости согласные звуки. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Звонкие и глухие согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Правописание парных согласных звуков на конце слов. Шипящие согласные звуки. Буквосочетания чк, чн, чт. Буквосочетания жи – ши, ча – ща, чу – щу. Заглавная буква в словах. |
Формы организации учебных занятий
Фронтальная (коллективная), индивидуальная, самостоятельная работа, проверочная работа.
Традиционный урок: постановка и решение учебной задачи, конструирование способа действия, решение частных задач, контроль и коррекция знаний.
Нетрадиционные (инновационные) формы: урок- проект.
Виды учебной деятельности:
Работа с учебником или другими источниками информации, в т.ч. мультимедийными; письменная самостоятельная работа, устный опрос, построение диалога, дидактическая игра.
Учебно-методическое обеспечение:
1.Печатные пособия:
Русский язык. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Москва «Просвещение» 2014 учебник для общеобразовательный организаций.
2.Электронное пособие «Обучение письму. Русский язык». Издательство «Учитель».
3.Материально-технические средства:
Компьютер, магнитная доска.